Диксон Чибанда – психиатр из Зимбабве. Кроме него, в стране с 14‑миллионным населением работают ещё 11 психиатров и 14 психологов. Поэтому 90% населения Зимбабве не имеет возможности получить психологическую помощь.
Работы для психиатров в Зимбабве хватает. 77% населения этой страны живёт меньше чем на доллар в день.
Во времена правления президента Мугабе, который покинул свой пост только в конце 2017 года, инфляция в стране каждый год била мировые рекорды, достигнув в какой-то момент 4 млн процентов в год. Более 15% населения Зимбабве заражены ВИЧ, а в результате кампании по ликвидации трущоб 2,5 миллиона человек остались без крова. Безработица в стране носит фатальный характер.Цена жизни – 15 долларов
Доктор Чибанда вспоминает: «Как-то раз среди ночи мне позвонил мой коллега из другого города. Он работает врачом в больнице. В реанимацию попала моя бывшая пациентка, которую я когда-то лечил от депрессии. Она наглоталась таблеток, пытаясь убить себя. 26‑летнюю девушку спасли, но врачам нужно было оценить её психическое состояние. Я попытался провести тестирование по телефону, но это довольно сложно, учитывая, что пациентка лежала в реанимации. В результате нам с коллегами удалось подобрать ей антидепрессанты дистанционно, однако мы договорились, что, как только девушка выйдет из больницы (планировалось, что она проведёт там неделю), тут же отправится ко мне на приём, чтобы я мог более детально оценить её состояние и скорректировать лечение. Но через неделю она не появилась. Не появилась и через две. Спустя три недели я позвонил матери Эрики (так звали мою подопечную) и узнал, что девушка повесилась на манговом дереве, росшем неподалёку от их дома. Когда я спросил, почему Эрика не пришла ко мне на приём, выяснилось, что её семья не смогла найти 15 долларов на билет на междугородний автобус. Тогда я понял, что нужно перестраивать работу психиатров в Зимбабве, ведь иначе мы продолжим терять людей».
Скамья дружбы
Доктор Чибанда работает в Хараре – столице Зимбабве, которая сильно пострадала от жилищной реформы. Как-то раз он заметил, что люди, оставшиеся без крова, нередко общаются с пожилыми женщинами из местных общин, которые стараются помочь людям справиться с горем. И тут Диксону Чибанде пришла в голову гениальная идея: а что если позвать бабушек на помощь? Ведь они есть в каждой общине и их можно научить оказывать психологическую помощь! Так и родился проект под названием «Скамья дружбы». Сначала Диксон попытался попросить помощи у властей, чтобы те выделили средства для работы – у местных бабушек не было даже ручек и блокнотов, не говоря уже о компьютерах. К тому же Диксон хотел, чтобы участницы проекта получали хотя бы небольшую плату. Однако Чибанде отказали в финансировании. Пришлось создавать проект за счёт собственных средств.
Чибанда начал проводить уроки среди пожилых женщин из общины. Он изложил им алгоритм экстренной психологической помощи, но, по словам врача, бабушки и сами могли дать фору любому психиатру. А чтобы не тратить деньги на аренду кабинетов, решено было установить скамейки возле местной больницы, куда и по сей день приходят люди, чтобы поделиться своими переживаниями с отрядом бабушек.
Данные о пациентах бабушки заносят в компьютер, сложные случаи анализируют профессиональные психиатры. Они дают бабушкам советы по дальнейшей терапии. Обычно первый сеанс на «Скамье дружбы» длится около часа, а все последующие – не более 20 минут.
Со временем деньги у Диксона Чибанды кончились, и он уже не мог платить зарплату бабушкам. Но все они согласились работать бесплатно. Доктор Чибанда пытался привлечь к работе пожилых мужчин и женщин более молодого возраста, однако из затеи ничего не вышло – пациенты неохотно обращались к этим людям, к тому же никто лучше бабушек не знал о проблемах в общине. Через несколько лет работы нашлось и финансирование. Доктор Чибанда опубликовал статью в научном журнале, где описал свой метод и привёл данные о существенном снижении числа самоубийств среди людей, приходивших на «Скамью дружбы», и удивительной психологической устойчивости бабушек, которая выработалась у них в процессе работы. После этого проект получил деньги от кластерного фонда в Канаде и нескольких благотворительных фондов в Зимбабве. Теперь «Скамьи дружбы» есть не только в Зимбабве и других африканских странах, но и в Канаде, и в Нью-Йорке.
Зимбабве — это он. 10 фактов о президенте Роберте Мугабе
Сумки из мусора
Бабушки не только дают психологические советы своим подопечным. Они действительно помогают им наладить жизнь. И тут как нельзя кстати приходится опыт пожилых женщин, которые за свою долгую жизнь научились находить выход из любой ситуации.
«На приём к 82‑летней женщине по кличке бабушка Джек пришла молодая мама двоих детей. У неё не было работы, муж её оставил, а сама она уже четыре года жила с диагнозом «ВИЧ». Девушка хотела убить себя и обоих детей – ведь ей нечем было их кормить. Бабушка Джек не только отговорила её от опасного шага, но и научила плести сумки из вторсырья на продажу. Плетение сумок – традиционное ремесло большинства пожилых женщин в Зимбабве. И когда бабушки общаются с пациентами, как правило, они не отвлекаются от этого важного дела, ведь это успокаивает всех сидящих на скамейке.
– Теперь оба ребёнка пациентки бабушки Джек ходят в школу, а молодой маме удаётся прокормить всех троих, продавая сумки, – рассказывает Чибанда.
Свежие комментарии